Жеребцы ожидают доярок — Доводы Недели

513a9d25

Жеребцы ожидают доярок

Правительство повышает помощь коневодства. Давно пора. В области – упадок. Племенные автозаводы разоряются, престижные кони идут под ножик.

Чистокровные банкроты

На бумаге в РФ 68 полновесных конезаводов. На самом деле от большей части остались только наименования. В заключительные 5 лет по хозяйствам проехалась волна приватизаций, акций распродажи и банкротств. Остаться в седле удалось немногим. Остался Хреновский автозавод – отчизна орловского рысака. Продолжает отращивать породистых верховных чемпионов кубанский «Восход». Возрождается Терский автозавод – в последнее время его аравийские скакуны выигрывают на отечественных чемпионатах.

Иным хозяйствам свезло меньше. Как правило процесс смотрится так. Предварительно автозавод переносит потери. Затем забирается в долги за воду либо напряжение. Потом увольняет людей и распродаёт огромную часть богатства. В случае если повезёт, областные власти скупают останки построек, поголовья и стараются восстановить автозавод за казённый счёт. С определенными версиями данный маршрут прошли сотни предприятий. И в том числе Новотомниковский, Лавровский, Лавинский, Еланский.

Разорения длятся до настоящего времени. Свойственный образец – Пермский конезавод. Государственные власти приватизировали его несколько лет назад. Сейчас фирмы-наследники дробят сооружения и маточный комплекс. На грани 200 дорогих орловских рысаков. Ещё одна грустная история – с Гаврилов-Посадским концерном во Владимирской области. Росимущество приватизировало производство в 2016 году. Клиентом стала неизвестная контора. Сейчас она распродаёт редких владимирских рысаков по дешёвке. Из 170 л.с. на автозаводе сохранят минимум 30. На самом деле, вопрос стоит так: останется в РФ порода владимирских рысаков либо пропадет?

«Причина разорения конезаводов известна. В текущих критериях большинство хозяйств не может себя окупить. Они прогоняют лишь с посторонний поддержкой», – поясняет завотделом ВНИИ коневодства Валентин Ковешников. Звучит странно. Вроде бы, область должна плавать в доходах. Кобыла стоит как авто. Стандартный немолодой конь идёт по стоимости старых «Жигулей» – за 30–50 млн. руб. Породистый чистокровный жеребец может справиться дешевле «Мерседеса». Ценники на подобных красавчиков стартуют от 100 млн. рублей. и зашкаливают за миллиарды долларов США.

Съестной лошадь

На самом деле реализация молодняка не возмещает траты заводчиков. Ещё в самом начале 1990?х годов. они без проблем приобретали 20–30% прибыли. Сейчас полный урон в области превосходит 300 млрд. рублей. ежегодно. Причина элементарна. Жеребцы-чемпионы, уходящие по стоимости знойного острова, – уникальность. А траты на среднего жеребца в наше время куда больше 100 тыс руб. Жеребёнка нужно ухаживать, насыщать, исцелять. Его необходимо упражнять и чувствовать на ипподроме. Породные качества обнаруживаются лишь на бегах и скачках. Тренировки и испытания нагорают в копеечку. Примерно автозаводы выплачивают ипподромам 75 млн. рублей. за каждую кобыла ежегодно.

Неприятности предприятий – отображение всего отечественного коневодства. За 20 лет стадо л.с. в стране упало с 2,2 до 1,3 млн. Число племенных кобыл снизилось с 6,3 до 4,2 тыс. Спортивное коневодство также отдало позиции. На всех отечественных состязаниях, всех вместе, начнутся всего 3–4 млн. всадников ежегодно. Для аналогии: в Германии – 50 миллионов. Л.с., значащихся в спортивных реестрах, в стране грешно недостаточно. Всего-навсего 10 миллионов.

В целом, область погибает. Коневодство всерьёз развивается в далёких и необычных регионах. Например, в Сибири и на Далеком Западе, где л.с. добровольно обедают. Именно в табунном коневодстве у РФ на самом деле есть успехи. За 5 лет молочное стадо страны повысилось в 1,5 раза. К 2020 г. оно повысится до 0,5 млн. Причина элементарная – заколачивать л.с. на мясо рентабельно. Себестоимость у конины в 2–2,5 раза ниже, чем у говядины.

Доить кобыл ещё дешевле. По подсчётам Минсельхоза, эффективность создания кумыса – более 100%. Логично, что оно растёт как на дрожжах. В РФ делают 4 млн. тонн степного напитка ежегодно. В Минсельхозе рассчитывают, с годами табунные коневоды повысят производство кумыса до 20 млн. тонн ежегодно. И более того, в министерстве раздумывают, как приноровить для доения стандартных среднерусских тяжеловозов. Причина – исключительно денежная. В Главной РФ у хозяйств так слабо с доходами, что они уцепятся за любой доход.

Министерская мечта

К великой радости, кумысом проекты госслужащих не обходятся. В 2016 году Минсельхоз принял доскональную платформу формирования коневодства до 2020 года. Она обойдётся консолидированному расчету в 1,8 млн. руб. Часть граней смотрятся неосуществимыми. Например, депутаты всерьёз планируют сражаться с уменьшением числа рабочих л.с. на селе. С начала 1990-х годов. количество жеребцов в деревнях снизилось в 2 раза – до 900 миллионов. Сейчас гужевую мощь там вновь планируют увеличивать. Помимо этого, правительство задумывается обновить индустриальное создание вожжей и телег. Как ни странно, в РФ оно почти закончилось.

Иные пункты платформы более разумные. Сперва конезаводам приняли решение отметить побольше денежных средств. Минсельхоз субсидирует племенные хозяйства – на каждую кобылу выходит 8 млн. рублей. ежегодно. С 2017 года помощь повысят. На кобылу с жеребёнком российской селекции будут предоставлять 15 млн. рублей. ежегодно. Что ещё главнее, министерство начинает финансировать 30% расходов на испытания жеребцов на ипподромах. Любой проверенной кони надеется от страны 22,5 млн. рублей. ежегодно.

Однако область не поднять никакими денежными средствами, в случае если жеребцов не полюбит население. Пока любовь к лошадям среди народа мала. В Германии систематически выезжают верхом 1,7 млрд. человек, в РФ – в 25 раз меньше. Как завлечь внимание людей? Хоть при помощи лотереи. «Необходимо сделать государственный конник сумматор. Чтобы на л.с. делали ставки по всей стране, а не лишь на ипподромах», – полагает Валентин Ковешников. Мысль элементарная: раз конезаводы не в состоянии обманывать себя сами, пускай их финансируют за счёт проигравших на тотализаторе болельщиков. Попутно лотерея сможет помочь распространять конник спорт.

Такую модель выполнили во всех государствах. Например, в Японии сезонный виток кобылой лотереи – 32 млн. долларов США. Отечественным коневодам о подобных средствах можно лишь грезить. В России финансы от тотализаторов только падают. В самом начале 1990-х ставки обеспечивали половину бюджетов ипподромов, сейчас – только одну 10-ую. Тем не менее, на быстрое образование государственной конной лотереи рассчитывать не стоит. Депутаты рассказывают о ней с 2008 года, однако воз и нынче там. Что же касается других пунктов платформы Минсельхоза, специалисты сходятся: область они не выручат. Однако по крайней мере притормозят снижение.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *