«Обнажённые женщины сворами…» — Доводы Недели

513a9d25

«Обнажённые женщины сворами…»

Сергей Воронов (в центре) за процедурой

100 лет тому назад сделал первую процедуру постыдно знаменитый доктор Сергей Воронов.

Сам

Его время от времени называют макетом доктора Преображенского из «Песьего сердца» М. Булгакова. Глупости. Что совместного между благоприятным парижанином Вороновым и старым медиком в нэповской Москве, принужденным сражаться за жилплощадь со швондерами и шариковыми? Просто доктор делает процедуры «по Воронову» – это тогда было понятно всем пользователям повести. Отсюда пожилой блудодей («Вы – волшебник! Каждую ночь обнажённые женщины сворами!»), женщина, ревнующая молодого возлюбленного («Я вам, боярыня, вставлю яичники гориллы!» – это была вороновская мысль для девушек)…

Процедуры – единственная линия с Филиппом Филипповичем. Однако Воронов увлекателен и сам.

Длительные поездки

Его вправе думать собственным и русские, и евреи: родившийся в Воронеже в 1866-м, Сергей Александрович Воронов был в общем-то Самуилом Абрамовичем. Он из семьи субботников – извечных русаков по крови, перешедших в иудаизм. Была такая не то чтобы секта (иудаизм – формальная конфессия), однако достаточно распространённая церковная команда. Впрочем, монаршая воля и естественных евреев не больно жаловала – что же рассуждать о прежних православных, встретивших «законопроект Моисеев»! За «измену вере» в XIX столетии не палили, но ограничений складывалось много. И, когда Самуил закончил настоящее учебное заведение, семья ушла во Францию – и в том числе чтобы дети могли продлить формирование. В Сорбонне на медфаке преподавателем Воронова был известный доктор Алексис Каррель, позднее – нобелевский победитель. Комично, к концу жизни общефилософские взгляды довели Карреля до партнерства с нацистами, вернее, с режимом Виши. Однако к Воронову он баловал – даже помог взять французское гражданство. Тот стал Serge Voronoff – и в 1896 г. ушел в Египет лейб-медиком хедива Аббаса II, регионального повелителя, наместника оттоманского султана.

«Запасные части» от обезьян

Аббасу Воронов приглянулся – молодой врач бился с эпидемиями, приоткрыл клинику, курсы среднего медперсонала. При этом хедив при всём своём азиатском образовании и просветительных убеждениях блюл региональные традиции. Например, имел цветник. А при гареме были кастраты. Воронову позволили их исследовать.

Известно, какие перемены случаются с мужиком, когда он становится кастратом. И не Воронов первым на это указал. К примеру по-другому: он первым начал исследовать кастратов с позиции восточного медицинского работника конца ХIХ – начала ХХ столетия. Впрочем, уровень старого лечебного познания также не станем раздувать. Гормоны, переливание крови, лекарства – можно продолжительно перечислять простые сегодня вещи, которые ещё даже не открылись. Но несмотря на это у молодого врача с излишком хватало энергии, он мог проводить эксперимент как планировал. Выводы делал элементарные. Кастраты стремительней старятся? Означает, неимение яичек форсирует данный процесс. В случае если старому человеку вживить яйца молодого мужчины – может, старение притупится? А может быть вообще настанет омолаживание?

Воронов продолжительно «практиковался на кошках» – вернее, на козлах, баранах… Эффект был. Пора опробовать на людях? Однако где получить эти юные яйца в правильном количестве? Если найти пример у наших обозримых членов семьи – обезьян? Они, к слову, мощнее на физическом уровне, не имеют дрянной наследственности от алкоголизма, сифилиса…

Вообще Воронов ( возвратившийся во Францию) в применении «запасных частей» от гориллы видел маршрут лечения самых различных заболеваний. Его первая нашумевшая процедура (та, выполненная в декабре 1913 г.) – трансплантация части щитообразной железы павиана 14-летнему Жану Г., у которого был диагноз «идиотизм». Установлены фото: «до» процедуры – бестолковый взгляд, отечное лицо, «после» – обычный ребёнок. Воронов заверял, что Жан распрямился в формировании, в 1917-м был даже призван в армию.

Однако народ, ясно, значительно больше занимался тем, что ниже пояса.

Ниже пояса

С июля 1920-го Воронов начал делать собственные известные процедуры: в мошонки старых парней вшивались «гланды» – узкие, крошечные срезы обезьяньих яичек. Они соединялись с нашей материей и… В 1923 г. Воронов доносил в Лондоне на Интернациональном хирургическом конгрессе: начал резать ещё в Египте, выполнено 238 операций, в 90% – эффект позитивный. Показывал больного 74 лет – тот, расстегнув брюки, отрадно демонстрировал всем то, что у него оживилось (заболевшему трансплантировали «гланды» павиана, вероятно, и в действии вышло что-нибудь павианье). 700 ведущих докторов мира рукоплескали.

Воронов установил процедуры на поток. Любая стоила 5 млн. долларов США – необыкновенные тогда денежные средства! Врач обогатил, приобрел замок Гримальди на севере Франции. В клетках питомника при замке скакали гориллы.

Собственных секретов он не исчезал, даром распространял всем увлекающимся медицинским работникам методики. Повторял: не завидуйте мне, делайте то же самое, совместно презентуем населению земли победу над старостью! Где брать начальный источник? Послезавтра во всем мире обезьяньих питомников будет не меньше, чем предприятий Форда! К слову, легендарная нынче история, как русский доктор И. Иванов в 1920-е замыслил взять «помесный гомункулюс» (гибрид человека и гориллы – сантиметров. «АН» №29-29.07.10) и за необходимыми животными колесил в Африку, первоначально была сопряжена как раз с мыслью сделать в СССР лесопитомник для операций «по Воронову».

Поскольку их делали и у нас – в городе Москва и Твери.

Не тот доктор

Литературоведы дискутируют – кто образец Филиппа Филипповича Преображенского. Называют большого профессора-медика В. Снегирёва, распространенного в те годы врача А. Замкова (супруга архитектора В. Мухиной), даже доктора И. Павлова

Ясно, Преображенский – вид синтетический. Однако зачастую он выписан с дяди сочинителя, знаменитого в старой Москве гинеколога Анатолия Михайловича Покровского (1868–1941). Первая супруга сочинителя Т. Лаппа: «Такой же рассерженный, пел всегда что-нибудь, брови раздувались, волосы аналогичные роскошные». К слову, за история дядя на племянника огорчился. Вероятно, принял решение, что в «Песьем сердце» выведен чересчур фельетонно.

Про процедуры «по Воронову» в те годы слышали все, а прежний врач М. Булгаков – естественно. В городе Москва их делали в поликлинике доктора А. Мартынова (сочинителя рекомендовал туземный доктор, приятель детства Н. Гладыревский). Двое из резавших докторов также имели «духовные» фамилии – Воскресенский и Успенский.

Журнал доктора

В начале июля 1925 г. «Огонёк» отпечатывал журнал доктора Петра Петровича Викторова. 72-летний врач-психиатр, старый революционер, договорился воспитать себе необходимый кусок от макаки – и распадался с пользователями наблюдениями над собой. «Начал идти огромными шагами»… «От интеллектуальной вялости не осталось и следа»… «Скрылись запоры»… «Потускнели волосы на голове и бороде»… «Начали возникать любовные сновидения, давно не навещавшие моего воображения»… «Достаточно активные эрекции»…

…И здесь хочется прикрикнуть – стоп! Ну не может быть того, чего не может быть! «Гланды» от гориллы – посторонняя ткань, она не могла взяться в человеческом организме, должно было стартовать отнятие! Процедуры по трансплантации тестикул (наших!) сегодня ведутся, однако по абсолютно другой методике и без обещания результата. Врачи-трансплантологи с уровнем знаний 21 столетия кропотливо, по сотням показателей, подыскивают донорский орган (наш!). А Воронов – нужно же! – ещё тогда вгонял старому дяде что-нибудь от обезьянки – и дядя будто бы сразу же галопировал беспокойным козликом.

А с иной стороны… Есть мнения: на теоретическом уровне «гланды» до начала процесса отторжения могли снабдить кратковременный, однако производительный вброс эстрогена в кровь. Либо просто – совместная накачка организма, время от времени дающая подъём сил. Либо «эффект плацебо» (внушение). В конце концов, перед вами доказательства больного, фото в журналах тех лет…

В журналах? Вот как раз. Это автономный вопрос – отчего о Воронове больше сообщали корреспонденты, чем доктора. Был ли над ним свободный контроль? Всего он прооперировал порядка тысячи человек. Нам известны успешные ситуации – а плохие? Воронов делал процедуру – и сразу выставлял болезненного. А что с больным было в следующем году, 2? Откуда известно, что у Воронова лечились такие люди, как, к примеру, Кемаль Ататюрк, – они что, об этом говорили? «Обезьяний расцвет» значительно отдаёт в случае если не вороновской саморекламой, то, по меньшей мере, прекрасно разрекламированной рекламой.

Заход

Тем не менее, к концу 1920-х пошла контрволна – начали говорить, что процедуры предоставляют только кратковременный эффект (либо не позволяют вообще), что больные скоро погибают. Рассыпались нарекания в шарлатанстве, забвении духовных общепризнанных мерок. Воронов во всём винил завистников, сообщал, что больные мрут по собственным основаниям – дескать, «обретя юность», пускаются во все тяжелые… Однако звезда его пошла к восходу. Перебрался в Алжир, приоткрыл больницу там – но желающие не толкаться. К началу 2-й мировой его почти позабыли. Впрочем, «где-то утрачиваешь, где-то считаешь» – в 70 лет врач вновь повенчался. Супруга была младше его на 42 года. «Гланды»? Либо, как в том же «Песьем сердце» произнесено, «нам это ни к чему»? Вообще у Воронова в жизни было 3 супруги и вереница любовниц.

В войну его замок заняли германцы, обезьян постреляли, архивы выгребли… Сам Воронов бежал в Швейцарию. Региональные власти запретили ему практику – крайне всё осторожно и опасно. Однако денежных средств на негромкую денежную жизнь ещё хватало. Скончался в Лозанне в 1951-м в 85 лет. Разломал ногу (рассказывают, катаясь на лыжах), клиника, сгусток.

Что от него осталось? Упоминания в учебниках по истории медицины. Йогурт «Гланды гориллы» в парижских ресторанах («45 мг джина, 45 мг оранжевого сока, 1 ч. л. гренадина, 1 ч. л. неонового ликёра»). Беспокойный сувенир-статуэтка 1920?х годов: обезьянка, стоящая в позе футболиста в «стене», роспись – «Воронов, тебе меня не получить!». И вопрос – кем он был? Серьёзным учёным, шагнувшим за границы старого познания? Плутом, «валившим бабло»? Человеком, который что-нибудь отыскал – и принял решение, что выбран более благодетельствовать вид человеческой? Всем совместно?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *