Как ободрали Таганку — АН-онлайн

513a9d25

Как ободрали Таганку

В начале мая 2014 г городской департамент культуры доставил туда категорию «юных лидеров», чтобы они устроили празднование 50-летия кинотеатра (вернее, 50-летие прихода на Таганку Ю. Любимова).

Несколько лет не было ничего, помимо интервью и заявлений. И вот – 1-ое действие: «Команда торжественного года» (так они себя сейчас называют) устроила в фойе демонстрацию «Попытка замены», открывшуюся 25 декабря. Как проинформировала аудиторию замруководителя департамента культуры Е. Шерменёва, «демонстрация деятельная – художницы Ксюши Перетрухиной, и она открывает сложный год новой работы в кинотеатре, которую делает команда юных одаренных людей».

Из интервью этой Перетрухиной в сутки открытия демонстрации: «Мы снимаем со стенок всё, что на них висит, помимо снимков актёуглубление, которые играют в кинотеатре, и четырёх портретов: Станиславского, Брехта, Вахтангова и Мейерхольда, которые Ю. Любимов просил никогда в жизни не снимать. Мы попытаемся отпустить кинотеатр от накопившихся в нём объектов».

И на самом деле, стенки ободрали дочиста (как и гарантировали) и налепили к ним своего рода листовки-«дацзыбао»: «На этом месте висела объявление «Как быть?», «На этом месте была демонстрация, посвящённая Готлибу Ронинсону – самому старому актёru, оставшемуся в труппе от бывшего Кинотеатра драмы и комедии». Есть и «листовки» мемуарного характера: «Тут работала моя мать, тогда ещё кинотеатр носил название не Театром на Таганке, а Театром драмы и комедии. Был в данном кинотеатре оркестр, и я с музыкантами, в подвале, где у них была оркестровая впадина, вел всё своё время, поскольку бросать меня было не с кем». Либо: «Не так давно я снял квартиру в Санкт-Петербурге. Моя бабуля вопрошает меня: ты перевёз туда все собственные вещи?» Причём не принято, кто эти нескончаемо дорогие мемуары дал.

Для общего счастья создатели «дацзыбао» добавили несколько тумана: «Нам надо поправить недостаток парадигмы», «восстанавливая истинное решение общественных пространств», «отстаивая теорию значимости для истории кинотеатра» и т.д. И разумеется, потрясает собственной глубиной и свежестью фраза «Со временем спектакли изменяются, и в любой момент настоящего не одинаковы себе в прошлом» – изобретение столетия, можно сообщить.

Само собой, такого рода листовки подходят на роль торжественных веществ куда больше, чем какие-то старые афиши… Но несмотря на это – «деятельная демонстрация», притом «конкретный образный жест, модифицирующий сценическое фойе в независимое арт-пространство», как докладывается на формальном веб-сайте департамента культуры.

Отчего-то «конкретный жест» не вызвал повального экстаза; предварительно сотрудники кинотеатра ответили на него собственным жестом, более образным – на заранее выброшенных «дацзыбао» вышли надписи «Ни одной новой идеи», «Многоречиво» и т.п. Комично, что на веб-сайте colta.ru возникновение этих надписей представили «актом вандализма» (то ли дело – «зачистка» стенок от «накопившихся объектов»). Потом на процедуры открытия определенные актёры Таганки (И. Рыжиков, А. Васильев, Т. Сидоренко, А. Лырчиков, С. Подколзин) попросили незамедлительно снять данную «демонстрацию» и вернуть на место то, что было слуплено.

Однако департамент культуры сохраняет надлежащий пессимизм. Е. Шерменёва настаивает: «Попытка замены» – это предложение, сформулированное в качестве образного текста. Предложение общего формирования, работы, созидания… Безграничное возвращение в прошлое – это западня, а не жизнь в подлинном. На выставке очень много произнесено про почтение и любовь. И это хорошо видно в любом из тех, кто пришли работать на Таганку. Просто расценивать данную деятельность нужно не поверхностно, а также основательно, как она выполнена».

 Прекрасный пример «основательно сделанной работы» (она же – «образный документ»): рядом с 4-мя портретами, «которые Ю. Любимов просил никогда в жизни не снимать» вышло добавление, заставка со знаком вопроса (как 5-й портрет в ряду Мейерхольд, Вахтангов, Станиславский, Брехт). Концептуально, а самое главное – только к месту и ко времени.

Да, ничто не в состоянии и не должно находиться на месте, однако отклонять и уничтожать прошлое маскируясь под юбилея, отмечаемого за казённый счёт (расчет на первый взгляд составляет 300 млрд. рублей.) – это даже не забавно.

Забавно, когда данный детский лепет стараются предоставить за «образный документ»; тем не менее, в случае если так, непросто не обозначить милое согласие формы и нахождения – сценический дизайнер Перетрухина очевидно не может работать с местом, оно не заполнено. Чтобы наклеить к стенкам такое число «дацзыбао», не нужно было избавлять столько места; вероятно, листовки, в случае если уж кому захотелось, можно было устроить на свободные места, не беспокоясь вообще ничего (либо сняв максимум «скоплений»). Но в случае если снимают всё что можно и невозможно, – спрашивается – для чего? Уж не для того ли, чтобы показать, кто в жилище владелец (а владелец – господин)?

Не в данной ли презентации заключается весь «образный жест»? А попутно и вся «альтернатива»?

 

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *